12 мая – День экологического образования
«День экологического образования» был учреждён в 1991 году непосредственно под эгидой Организации Объединённых Наций. А его дата приурочена к знаковой международной конференции ООН 1972 года в Стокгольме, где и были разработаны и приняты основные пункты Глобальной Декларации по окружающей среде и эффективному развитию, декларация о создании особой программы международного характера, в чьи задачи входило бы повышение уровня экологической осведомленности и воспитания населения в сфере защиты и охраны природных ресурсов.
Тогда же экологическое образование внесли в категорию базовых средств, при помощи которых человек и живая природа достигают гармоничного сосуществования и взаимодействия.
Уже после того, как День экологического образования вступил в свои права, через год в Рио-Де-Жанейро состоялась конференция ООН, обсудившая проблемы окружающей среды и развития образования, которая в своих документах и решениях подчеркнула огромное значение экологического образования в реализации стратегии выживания и устойчивого развития человечества.
Мы можем и должны принимать участие в природоохранных мероприятиях, а в День экологического образования - особенно. Каким образом?
Прежде всего, регулярно организовывать субботники, где станем приводить в порядок скверы, парки, дворы собственных домов, сажать новые молодые деревца, цветы, вырубать старые и засохшие породы. Это самое малое, что можно предпринять в целях охраны окружающей среды от тлетворного воздействия человеческой деятельности.
Стоит сделать упор на аспект просвещения граждан о необходимости бережного отношения к природным ресурсам, правильного обращения с отходами – хотя бы в собственной семье, трудовом коллективе, в кругу друзей и знакомых. Присоединение к соответствующим партиям, акциям, вступление в экологические организации и сообщества под силу каждому.
Суть понятия и методы экологического образования
Экологическое образование представляет собой процесс обучения. Всего различают 3 его основных направления:
-
усвоение знаний об окружающей среде, ее охране и защите;
-
систематизация получаемых сведений;
-
вырабатывание умений и навыков, которые можно использовать на практике.
В совокупности перечисленные выше векторы экологического развития способствуют формированию у человека экологического сознания и общей экологической культуры.
Экологическое образование, как и любое другое, должно быть реализовано при помощи конкретных программ, регулируемых определенными государственными стандартами. Также оно имеет структуру, в соответствии с которой состоит из ряда связанных с экологией дисциплин. Это, в частности, химическая экология, биоэкология, геоэкология. Геологическое образование тесно контактирует с образованием технологическим и социал-экономическим.
Основная цель праздника 12 мая - формирование у населения экологического сознания.
К задачам экологического образования можно отнести и формирование таких понятий, как экоценности, экодеятельность, экокомпетентность.
Реализацией идеи экологического образования занимаются школы, ВУЗы, экологические фонды, экологические центры, библиотеки. Методы экологического образования можно разделить на три группы: словесные, наглядные и практические. Они особенно эффективны в процессе воспитания младшего поколения.
В основу первых положено непосредственное двустороннее общение воспитателя и детей. Это беседы на тему природы, чтение вслух произведений художественной литературы соответствующего характера, устные рассказы воспитателя и др. Цель данных методов – выработать положительное отношение у ребят к охране окружающей среды.
Наглядный способ экологического воспитания предполагает предоставление детям материалов для визуального изучения. Это может быть демонстрация познавательных фильмов, показ плакатов, иллюстраций. Данные методы являются наиболее эффективными, они делают упор на зрительную память, а, как известно, 85% всей информации об окружающем мире человек получает благодаря органам зрения.
Практические методы представляют наибольший интерес по сравнению с двумя предыдущими. Они базируются на игре, моделировании, то есть включают логику, интуицию в равной степени, активизируют творческую жилку. Предназначены для лучшего усвоения знаний, полученных словесными и наглядными методами.
Высшей и конечной целью экологического образования и воспитания считается формирование эксцентрического типа экологического сознания, так как только сознание определяет поведенческие реакции человека, его поступки, выражающиеся в экологической культуре.
Для того чтобы подчеркнуть особую важность всесторонних экологических знаний, сформировать массовую культуру бережного обращения с окружающей средой непосредственно со школьной скамьи, и был создан этот праздник.
Источник:
https://www.inmoment.ru/holidays/day-environmental-education.html
https://calend.online/holiday/den-ekologicheskogo-obrazovaniya/
Другие даты этого месяца:
3 мая – День Солнца
11 мая – Всемирный день перелетных птиц (дата для 2024 года)
11 мая – Всероссийский день посадки леса (дата для 2024г.)
12 мая – День экологического образования
15 мая – Международный день климата
15 мая – Единые дни защиты малых рек и водоемов
22 мая – Международный день биологического разнообразия
23 мая – Всемирный день черепахи
24 мая – Европейский день парков
31 мая – Всемирный день без табака