10 ноября – Всемирный день науки за мир и развитие
Ежегодно 10 ноября в мире отмечается Всемирный день науки за мир и развитие (World Science Dayfor Peaceand Development).
В 1999 году в столице Венгрии, городе Будапеште, проходила Всемирная научная конференция под патронажем Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Делегаты этой научной конференции (среди которых было немало видных учёных, правозащитников, экологов, политиков.) высказали предложение создать в календаре особую дату – Всемирный день науки.
ЮНЕСКО утвердила «Всемирный день науки за мир и развитие». Официально он был провозглашён в 2001 году, начал отмечаться с 2002 года.
Всемирный день науки за мир и развитие, отмечаемый ежегодно 10 ноября, призван подчеркнуть важную роль науки в обществе и необходимость участия широкой общественности в обсуждении возникающих научных вопросов. Этот День также подчеркивает важность и актуальность науки для повседневной жизни.
Проведение мероприятия имеет целью наводить мосты между наукой и обществом, обеспечивая гражданам получение информации о новых тенденциях в области науки, подчеркивая роль ученых в расширении понимания нашей планеты и делая наши общества более устойчивыми.
В числе задач проведения Всемирного дня науки за мир и развитие – поощрение солидарности в интересах совместного использования научных достижений разными странами, приверженность использованию науки на благо общества, внимание к вызовам, с которыми сталкивается наука, увеличение поддержки научной деятельности.
Первый Всемирный день науки за мир и развитие отмечался в 2002 году.
За годы его проведения положено начало многим конкретным проектам, программам и финансированию науки во всем мире.
Мероприятие способствовало развитию сотрудничества между учеными, живущими в регионах, затронутых конфликтами. Согласно докладу ЮНЕСКО о науке "Наперегонки со временем: за более умное развитие" (2021), несмотря на то, что расходы на науку в большинстве регионов в 2014-2018 годах выросли, 80% стран все еще инвестируют в исследования и разработки менее 1% ВВП, оставаясь получателями иностранных научных знаний, опыта и технологий.
Рост глобальных расходов на научные исследования в 2014-2018 годах составил 19,2%.
На 2018 год доля инвестиций в исследования и разработки от доли ВВП во всем мире составила 1,79%. В числе стран-лидеров – Израиль (4,95%), Южная Корея (4,53%), Япония (3,26%), Германия (3,09%), США (2,84%). В России этот показатель составил 0,99%.
В 2019 году три четверти мировой научной продукции пришлось в общей сложности на долю ЕС (28,6%), Китая (24,5%) и США (20,5%).
На долю сквозных технологий в 2019 году пришлось 18% глобальной научной продукции, лидирующее место в которой занимали искусственный интеллект и робототехника.
Начавшаяся в 2020 году пандемия COVID-19 стала импульсом к активизации систем генерирования знаний.
Россия, согласно докладу ЮНЕСКО, идет по пути децентрализации научных исследований, переводя их в регионы для создания новой географии российской науки. Цель состоит в создании в отдельных регионах исследовательских и образовательных центров мирового класса для разработки новых конкурентоспособных технологий и продуктов наряду с подготовкой специалистов в соответствии с профилем умной специализации каждого региона.
Новой моделью национальной политики считается разработанная в 2016 году стратегия научно-технологического развития РФ до 2035 года с семью приоритетами: производство на основе цифровых технологий, экологически чистая энергетика, персонализированная медицина, устойчивое сельское хозяйство, национальная безопасность, транспортная и телекоммуникационная инфраструктура и готовность к будущему.
К 2018 году средний возраст российских исследователей составлял 47 лет, а пенсионного возраста из них достиг почти каждый четвертый. Столкнувшись с сокращением числа исследователей, правительство РФ к 2018 году повысило оплату их труда. Это помогло привлечь больше таких кадров в возрасте до 39 лет.
При этом отмечается, что уровень международного научного сотрудничества РФ за 2015-2019 годы снизился с 27% до 24%
Несмотря на сложности взаимодействия науки и общества, именно развитие науки — ключ к устойчивому развитию. В качестве основных приоритетов в ЮНЕСКО называют переход к «зеленому» и цифровому обществу — «двойной переход». Его невозможно осуществить без существенных инвестиций в науку.
Всемирный день науки – праздник для учёных всего мира, это возможность встретиться с коллегами, обменяться своими научными находками и решать совместно возникшие проблемы.
Задачи Всемирного дня науки за мир и развитие:
повысить информированность общественности о роли науки для мирного и устойчивого развития обществ;
поощрять национальную и международную солидарность в интересах совместного использования научных достижений разными странами;
привлечь внимание к вызовам, с которыми сталкивается наука, а также увеличить поддержку научной деятельности.
ЮНЕСКО ещё раз напоминает о важности развития открытой науки для всех нас. Это нужно для развития человечества, это является необходимым условием для преодоления глобальных вызовов, в частности, для построения сообществ, готовых к изменению климата.
Источник:
https://library.nstu.ru/info/articles/sobytiya/10-noyabrya-vsemirnyy-den-nauki-za-mir-i-razvitie-23/
https://ria.ru/20221110/nauka-1829889599.html
Другие даты этого месяца:
1 ноября – Международный день вегана
6 ноября – Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов
9 ноября – Международный день антиядерных акций
10 ноября – Всемирный день науки за мир и развитие
11 ноября – Международный день энергосбережения
12 ноября – Синичкин день, Зиновий и Зиновия (Дата по старому стилю: 30 октября)
15 ноября – Всемирный день вторичной переработки (Всемирный день рециклинга)
21 ноября – Международный день отказа от курения (дата для 2024 г.)
24 ноября – День моржа
29 ноября – День создания Всероссийского общества охраны природы (ВООП)
30 ноября – Всемирный день домашних животных