флора и фауна
донского края
Самка европейского благородного оленя
Колония серой цапли
Меловики
Кабан мчится
Кабаны общаются
Лосиха и телок
Лосиха и дети
Европейский благородный олень
Самка европейского благородного оленя с олененком
Черноголовый хохотун
Жук-олень
Самка кабана с семейством
Лани
Лебедь-шипун
Лебедь-шипун на взлете
Благородные европейские олени
Серая цапля с добычей
Лошади и ковыль
Журавль серый
Серая цапля на гнезде
Лисовин молодой
Лиса с лисятами
Черноголовая чайка
Ходулочник
Розовые пеликаны
Розовые пеликаны
Сайгаки в степи
Солерос европейский
Молодая волчица
Чеглок с добычей
Птенец филина
Фазан убегает от хищника
Маки
Донские мустанги
Донские мустанги. «Ветер в гривах»
Аскалаф пестрый
Байрачный лес утром
Купание розовых скворцов
Стая стрепетов
Узорчатый (сарматский) полоз
Дрофа
Большая поганка (чомга)
Лунь степной
Ландшафт Усть-Донецкого района
Ландшафт Каменского района
Тюльпаны Геснера
экологические карты ростовской области
Физическая карта Ростовской области
Геоструктуры и полезные ископаемые Ростовской области
Агроклиматические условия Ростовской области
Геологическая карта Ростовской области
Администативно-территориальное деление Ростовской области
Климатические условия Ростовской области
Поверхностные воды Ростовской области
Природные ландшафты Ростовской области
Зоогеографическая карта и карта особо охраняемых территорий Ростовской области
Палеогеографическая обстановка Ростовской области
Карта растительности Ростовской области
Туристско-рекреационные ресурсы нижнего Дона
Почвы Ростовской области
Смотреть PDF Экологический вестник Дона
Смотреть PDF Красная книга Ростовской области. Том 1: Животные
Смотреть PDF Красная книга Ростовской области. Том 2: Растения

13 октября –  Международный день по снижению риска бедствий



Резолюцией 44/236 от 22 декабря 1989 года Генеральная Ассамблея постановила объявить вторую среду октября Международным днем по уменьшению опасности стихийных бедствий. Международный день отмечался ежегодно в течение Международного десятилетия уменьшения опасности бедствий, 1990–1999 годы.

21 декабря 2009 года Генеральная Ассамблея в своей резолюции 64/200 постановила провозгласить 13 октября датой празднования Дня и поменяла название на Международный день уменьшения опасности бедствий. В резолюции A/RES/73/231 Генеральная Ассамблея приняла решение переименовать этот День в Международный день по снижению риска бедствий.

Впервые Международный день по снижению риска бедствий отмечался в 1989 г. Основная задача дня — продвижение культуры предупреждения стихийных бедствий и ликвидации их последствий. Классический подход к борьбе со стихийными бедствиями — это реагирование на их последствия. Цепь «катастрофа–реакция–восстановление–повторить» — это порочный круг, который препятствует дальнейшему развитию.

Стихийные бедствия наносят большой урон экономике. От пожаров, наводнений, ураганов и землетрясений гибнут тысячи людей. Только в одном 2005 году стихии унесли жизни 92 000 человек, и с каждым годом эта цифра увеличивается в разы.

Масштабные катастрофы:

В 2015 г. в Чили произошло извержение вулкана Кальбуко. Вулканические процессы в Чили – частые явления, и правительство среагировало адекватно. Был объявлен высший уровень опасности, жители территории, расположенной в 20-ти километровой зоне, были отселены, отменены авиарейсы. В результате человеческих жертв не было, хотя ущерб оценивается в миллиарды долларов.

Землетрясение на Гаити в 2010 г. разрушило практически всю страну. Погибли 220 000 людей, 311 тыс. получили увечья. Катастрофа служит ярким примером неготовности властей и населения к природным стихиям. Последствия не были бы столь трагичными, если бы люди начали своевременно разбирать завалы и оказывать помощь пострадавшим. Фатальную роль сыграло и низкое качество построек. Недееспособность высшего руководства Гаити привела к тому, что управление страной взял на себя международный воинский контингент.

В 2004 г. десятки государств  в Тихом океане были накрыты огромной, 15-ти метровой волной Цунами, вызванной землетрясением. Она смыла сотни населенных пунктов, унесла жизни более 300 тыс. человек.

Системы заблаговременных предупреждений о многих опасных явлениях — это весь комплекс мероприятий по обнаружению и предсказанию катастроф, информированию населения и ответственных служб, а также все принимаемые в чрезвычайной ситуации меры.

Системы состоят из 4 основных элементов:

Знания о рисках бедствий:

В первую очередь, необходимо знать, какие именно бедствия могут произойти в данной местности, и с какой вероятностью. Наибольшую угрозу представляют бедствия, могущие происходить одновременно, и взаимно усиливающие друг друга. К примеру, ураганы могут спровоцировать еще и наводнения. На основании разумного анализа рисков строятся все остальные элементы системы.

Обнаружение, мониторинг, анализ и прогнозирование опасных явлений и их возможных последствий:

Сегодня для предсказания стихийных бедствий есть широкий спектр инструментов: космические снимки, разнообразные датчики и детекторы, наблюдательные станции по всему миру. Погодные явления, происходящие в одной части планеты, могут иметь влияние практически на весь мир. Поэтому все ответственные службы должны иметь полный оперативный доступ к информации, и быть готовыми вовремя среагировать на тревожные признаки.

Распространение предупреждений и коммуникации:

Своевременное, точное и ясное предупреждение об угрозе должны получить все без исключения. Об опасности должны быть осведомлены  жители региона,  аварийные и спасательные службы. Предупреждение должно распространяться по всем доступным каналам связи, при необходимости должны быть созданы специальные системы: аварийные сирены, громкоговорители.

Возможности обеспечения готовности и реагирования:

Крайне важно создание систем раннего оповещения населения. Жители должны понимать всю опасность возможных угроз и серьезно относиться к предупреждениям и сигналам тревоги. Планы действий в чрезвычайной ситуации должны быть продуманы и хорошо отработаны. К сожалению, не все могут похвастаться таким развитым комплексом. Среди 193 стран-членов ВМО только у половины подобные системы налажены и работают. Многие развивающиеся страны, наиболее уязвимые к природным катаклизмам, не имеют средств на такие масштабные меры. Тем не менее, создание систем раннего оповещения — один из важнейших приоритетов.

Мероприятия по оценке рисков и уменьшению вероятности возникновения бедствий, по созданию систем раннего предупреждения получают недостаточно финансирования. Всего 3,8% международной помощи направлено на предупреждение катастроф, тогда как все остальные средства уходят на устранение их последствий. Профилактика позволила бы сэкономить значительные суммы и сберечь человеческие жизни.

Стихийные бедствия принято классифицировать по причинам их возникновения. Таким образом, выделяют гидрологические, метеорологические и климатологические катастрофы. Все вместе они относятся к погодо- или климатозависимым. Отдельной категорией идут геофизические бедствия - определенная сложность возникает с обвалами и оползнями. Если их причиной стало размытие почвы водой, то они относятся к гидрологическим, если же геологические процессы — то к геофизическим.

Ущерб, который могут нанести стихийные бедствия, сложно поддается оценке. Обычно учитываются только финансовые потери: разрушенные здания и инфраструктура, косвенно можно рассчитать затраты на медицинское обслуживание, потери бизнеса и других производств. Весь же масштаб ущерба, в том числе и его долговременное влияние, почти не поддается оценке.

По данным Всемирного банка, стихийные бедствия последних лет снизили общую продуктивность труда на 7%. Нарушение цепочек снабжения может привести к дефициту товаров и росту цен. В регионы, находящиеся под угрозой ураганов и землетрясений, менее охотно инвестируют. Пережитый стресс и потеря домов серьезно увеличивают риски развития психических расстройств. С учетом всех этих факторов ущерб от стихийных бедствий будет значительно выше, чем принято считать.

Значительно снизить ущерб от цунами и ураганов можно с помощью специальных волноломов, защищающих побережье. От землетрясений позволит защититься сейсмоустойчивая конструкция зданий. Полностью исключить опасность для населенных пунктов этим нельзя, поэтому важны системы раннего предупреждения: как датчики и посты наблюдения, так и система тревожной сигнализации для населения. Разумеется, и само население должно быть готово к чрезвычайной ситуации. Тогда как жители Японии с детства обучаются поведению при наступлении цунами, в Индонезии с этим природным явлением не были знакомы. Печальным результатом этого стала катастрофическая волна в 2004 году, которая унесла жизни более 200 тысяч человек.

Защитные мероприятия требуют времени и средств. Нужно не только определить районы, наиболее уязвимые перед стихией, но и места для размещения датчиков. Разумеется, всю планету сразу наблюдать невозможно, да и нецелесообразно. Именно поэтому важно оценить риски, и расставить приоритеты.

Согласно современному системному подходу, риски включают в себя три компонента: угрозу, уязвимость и защищенность. Каждый объект в разной степени уязвим к разным типам угроз, и неравномерно защищен от каждой из них. К примеру, город на берегу моря больше уязвим к цунами и ураганам, чем к лесному пожару. В зависимости от наличия защитных построек и развитой системы оповещения он может быть лучше или хуже защищен от каждой из угроз. Эта совокупность и определяет степень риска.

Сама оценка рисков представляет сложности.

Во-первых, из-за природы рисков: это вероятностные, удаленные по времени события, которые часто не принимают всерьез. К примеру, разработка новых технологий обнаружения и прогнозирования появления гигантских волн в Индийском океане полноценно стартовала только после трагедии 2004 года, и даже тогда наладить ее удалось лишь два года спустя.

Во-вторых, в возникновении стихийных бедствий участвует множество факторов, как глобальных, так и местных. Учитывать все их многообразие и степень влияния друг на друга практически невозможно, не обладая всей полнотой информации. Это касается данных мониторинга атмосферы, дистанционного зондирования Земли, измерений сейсмической активности на местах, и даже информации об экономической ситуации в регионе.

Несмотря на то, что в рамках Сендайской программы функционирует онлайн-система сбора данных, поступают они туда неравномерно и с задержкой. Это мешает проводить оценку рисков и делать глобальные прогнозы, расставлять приоритеты и вырабатывать рекомендации. Предстоит еще долгая работа по устранению всех технических и организационных препятствий. Только открытое, оперативное и равноправное сотрудничество может помочь достичь целей Сендайской рамочной программы по снижению риска бедствий на 2015–2030 гг.

Необходимо, чтобы разрабатывались национальные и местные стратегии по снижению риска бедствий, согласованные государствами — членами ООН при принятии ими в 2015 году Сендайской рамочной программы по уменьшению опасности бедствий. Необходимо разрабатывать новые стратегии, которые учитывали бы не только отдельные опасности, такие как наводнения и ураганы, но и стратегии, которые позволили бы реагировать бы на системные риски, порождаемые зоонозными заболеваниями, климатическими потрясениями и разрушением окружающей среды.

Национальные и местные стратегии уменьшения опасности бедствий должны быть многосекторальными, увязывающими подходы в таких областях, как землепользование, строительные кодексы, здравоохранение, образование, сельское хозяйство, охрана окружающей среды, энергетика, водные ресурсы, сокращение масштабов нищеты и адаптация к изменению климата.

Празднование:

Ежегодно Международный день по уменьшению опасности бедствий отмечается в рамках какой-нибудь темы. В разные годы рассматривались вопросы инвестирования, предотвращения катаклизмов в горных регионах, готовности населения и властей к невзгодам; об использовании накопленного опыта для борьбы с новыми опасностями, о роли школы по уменьшению рисков бедствий, о сохранности городов от последствий катастроф.

К этому дню приурочены конференции, симпозиумы, встречи за круглым столом заинтересованных лиц, во время которых происходит обмен накопленными знаниями и опытом по снижению опасности, смягчению трагических последствий, подготовки к чрезвычайным ситуациям. Население информируют о причинах стихий, как вести себя, чтобы уберечься от них. Представители гуманитарных организаций посещают страны, потерпевшие от катастроф.

 

Источник:

http://ecoinfo.bas-net.by/calendar/international-day-disaster-reduction.html

https://calend.online/holiday/mezhdunarodnyj-den-po-umensheniyu-opasnosti-bedstvi/

https://nia.eco/2020/10/13/7673/

 


Другие даты этого месяца:
1 октября – Международные дни наблюдения птиц
1 октября – Международный день пожилых людей
4 октября –  Всемирный день защиты животных
5 октября –  День образования Международного союза охраны природы (с 1990 г. – ВСОП, Всемирный союз охраны природы)
6 октября –  Всемирный день охраны мест обитаний
13 октября –  Международный день по снижению риска бедствий
14 октября – День работников заповедного дела
16 октября –  Всемирный день продовольствия
21 октября –  День древонасаждения в Ростовской области (дата для 2023 года)
26 октября –  Международный день без бумаги (дата для 2023 г.)
31 октября –  Международный день Черного моря
экологический календарь
Август 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678
Социальные сети
Наши победы